Власти Индонезии находятся под постоянным прессингом со стороны антитабачных организаций, которые требуют от правительства принятия решительных мер по борьбе с курением. В первую очередь, по мнению этих организаций, страна должна ратифицировать Рамочную Конвенцию ВОЗ по борьбе с табаком и принять ряд мер, прописанных в документе.
Согласно данным ВОЗ, курят более 63% индонезийских мужчин в возрасте более 15 лет, среди подростков эта цифра составляет порядка 27%. Всего же в стране курит более трети взрослого населения Индонезии, а это означает, что «вклад» страны в число курильщиков составляет 5% от мирового («вклад» в общемировое население составляет 3,5%). Продажи табачных изделий в стране выросли с 198,9 млрд. штук в 2003 году до 222,9 млрд. штук в 2007.
Национальная комиссия по защите детей (National Comission for Child Protection - NCCP) требует от правительства введения полного запрета на рекламу табака, использования слоганов, привлекательных для подростков, как того требует РКБТ. По словам генерального секретаря этой организации Ариса Мердека Сирата, сегодня табачные компании страны намеренно обращаются в своей рекламе к подрастающему поколению, в результате чего это уже привело к тому, что курящей является примерно четверть подростков в возрасте от 13 до 15 лет, а некоторые начинают курить в возрасте 5 лет. Как заявил Арис, сегодня страна находится в критической ситуации, когда курение серьезно подрывает здоровье детей и их умственное развитие. Ему вторит бывший министр здравоохранения Фарид Анфас Мелек – по его словам, одних только просветительских программ, рассказывающих молодежи о вреде курения недостаточно. Низкие налоги, привлекательный дизайн сигаретных пачек, реклама табачных изделий и легкая доступность сигарет в продаже «вынуждают подростков делать выбор в пользу курения», считает он. Национальная ассоциация по вопросам здоровья (Indonesian Public Health Association – IPHA) считает, что государство должно обязать табачные компании размещать на пачках устрашающие картинки, так как, по мнению специалистов данной организации, текстовые предупреждающие надписи, которые согласно действующим законам, размещаются на задней стороне пачки неэффективны.
Обе упомянутые организации получают гранты Фонда Блумберга и действуют также как в России КонфОП или «Открытый институт здоровья», по тем же лекалам. Однако, как будет показано ниже, для Индонезии табачная отрасль это реально большая часть экономики. Как и Доминикана, страна участвовала в разработке Рамочной конвенции ВОЗ, но, убедившись, что реальные цели антитабачной активности связаны не столько с защитой здоровья, сколько с борьбой на уничтожение с табачной индустрией, прекратили сотрудничество. Индонезия ни в какой форме никогда не присоединялась к РКБТ и не планирует это делать, насколько известно.
С начала 2000 года Индонезия принимала активное участие в разработке мер по контролю за табаком, как в рамках ВОЗ, так и в организации, именуемой Альянс по контролю за табаком в Юго-Восточной Азии (South East Asian Tobacco Control Alliance – SEATCA). Советник по разработке стратегии этой организации, Мэри Ассанта высоко ценит вклад Индонезии в разработку антитабачных мер, однако считает, что сегодня эта страна существенно отстает от своих соседей в деле «борьбы с табачной эпидемией». По ее мнению, решение властей Индонезии допустить иностранные инвестиции в табачную отрасль было ошибочным, и сегодня «крупнейшие табачные компании чувствуют себя вольготно на слабо регулируемом рынке страны, что позволяет им расширять свой бизнес».
Справедливости ради, власти предпринимают некоторые шаги в целях борьбы с табакокурением. Так, муниципалитет Джакарты, столицы Индонезии, ввел запрет на курение в общественных местах, при этом в таких местах должны быть оборудованы специальные места для курения. Штрафы за нарушение запрета суровы по местным меркам – тюремное заключение сроком до шести месяцев и/или штраф в размере 50 млн. рупий, что в четыре раза выше средней зарплаты индонезийца за целый год. Впрочем, контроль за соблюдением закона остается очень слабым – даже в местном парламенте разрешено курить прямо в зале заседаний.
Политика страны в отношении табакокурения до последнего времени была достаточно либеральной в сравнении с большинством стран мира. Разрешена реклама табачных изделий, размер предупреждающих надписей на пачках минимален, курение разрешено практически везде. По мнению антитабачных организаций, государство получает существенный доход за счет здоровья своих граждан. В 2007 году табачная отрасль принесла в бюджет страны около 60 трлн. индонезийских рупий ($6,45 млрд.). По некоторым оценкам за счет табачных акцизов и налога с продажи сигарет правительство получает около 10% своих доходов.
Система налогообложения табачной отрасли, по мнению антитабачных экспертов, является далекой от совершенства и позволяет табачным компаниям использовать оптимизационные схемы. Сегодня в Индонезии действуют три табачных налога: адвалорная часть акциза, которая зависит от типа производимых табачных изделий и размера предприятия, специфическая часть акциза, который не уплачивают производители несигаретных продуктов – таким образом ставка акциза для сигарет производимых машинным способом колеблется в пределах 26-40%, а для вручную скрученных кретеков - 4-22%. Кроме того, в стране действует единый для всех табачных продуктов НДС в размере 8,4%. Таким образом, налоговая нагрузка на табачную отрасль составляет порядка 40% от розничной цены, что, по мнению антитабачников, является недопустимо низким показателем. Они приводят в качестве примера соседние Сингапур и Тайланд, в которых нагрузка составляет 64% и 63% соответственно. При этом рекомендуемый Всемирным Банком размер налога должен составлять 65% от розничной цены. Проведенное в этом году исследование Индонезийского Университета показывает, что увеличение акцизов приведет к росту ВВП на 335 млрд. рупий, вызовет рост среднегодового дохода рабочих до 491,61 млн. рупий и приведет к появлению 280 тысяч дополнительных рабочих мест.
Впрочем, государство ежегодно повышает ставки акциза, прирост происходит постепенно, чтобы слишком сильный рост розничных цен не вызвал бурного развития черного рынка – сегодня нелегальные табачные изделия в основном производятся в кустарных условиях в незначительных объемах.
Есть и еще один аспект проблемы - табачная отрасль является крупнейшим работодателем в стране после государства. В индустрии занято примерно 17 млн. человек и введение слишком суровых мер, влияющих на производство невозможно как по политическим, так и по экономическим соображениям.
Существенную часть табачного бизнеса страны составляет выращивание табака. До 1997 года основным видом производимого в Индонезии табачного сырья была Вирджиния (как огневой, так и солнечной сушки), а затем, с приходом в страну Philip Morris местные фермеры под контролем этой компании стали выращивать Берлей.
За период с 2003 по 2006 год общий объем произведенного в стране табачного сырья достиг 6 тыс. тонн, однако в прошлом году наблюдался существенный спад до 4 тыс. тонн. В этом году специалисты прогнозируют дальнейшее снижение производства табачного листа, связывая это со снижением спроса на табачное сырье во всем мире. Снижение коснется даже предмета гордости индонезийцев – покровного листа, очень высоко котирующегося производителями сигар во всем мире.
Кроме того, существенное влияние на производство табачного листа оказывает рост цен на горючее. При этом правительство в прошлом году отменило субсидии на керосин – именно его фермеры использовали для сушки табака, сегодня же многие фермеры переходят на уголь. Некоторое влияние на падение производства табачного листа оказывает и конкуренция со стороны других видов сельскохозяйственной продукции, в частности сахара, производство которого сегодня является более прибыльным. Впрочем, производители сырья не спешат перепрофилировать свой бизнес – табачное сырье все еще пользуется спросом – многочисленные местные производители табачных изделий, в отличие от крупнейших компаний, присутствующих на индонезийском рынке (Philip Morris и British American Tobacco), предпочитают местное сырье по причине его дешевизны в сравнении с импортным табачным сырьем.