Или почему Украина удостоилась почетного звания основного поставщика контрабандного курева в государства Евросоюза.
О том, что украинская таможня в последние месяцы взяла на себя функцию едва ли не главного источника пополнения государственного бюджета, поставляя в казну денег на несколько порядков больше, нежели, например, многострадальное ведомство госпожи Семенюк-Самсоненко (впрочем, не только ФГИ, но и налоговикам пока угнаться за таможней не получается), говорилось уже достаточно. И премьер Тимошенко не устает подчеркивать роль таможенников в выполнении ее знаменитой программы «Контрабанда - Стоп!», так что ее поздравление в адрес работников таможенных по случаю их профессионального праздника можно считать не просто дежурной отпиской. Премьер поблагодарила их («от имени правительства и от себя лично») за «эффективную работу» и подчеркнула: «Ввиду усиления евроинтеграционных процессов, вступления Украины в ВТО ваша работа приобретает особое значение».
Вот именно о роли украинской таможни в этих «евроинтеграционных процессах» и пойдет речь. Нас в данном случае интересует контрабанда табачных изделий в страны Евросоюза., поскольку на сегодняшний день Украина является основным поставщиком нелегального курева на западноевропейский рынок.
Отечественные статистические сводки свидетельствуют: в минувшем году контрабанда табачных изделий устойчиво заняла лидирующее место в списке нарушений таможенных правил при вывозе продукции из Украины. К примеру, на Чопской таможне 84% протоколов о нарушении таможенных правил касались именно незаконного вывоза табачной продукции.
Боевой пехотой контрабандистской армии по праву считаются «челноки». Движение, зародившееся в Советском Союзе на волне горбачевской перестройки, видоизменяясь и мутируя, благополучно просуществовало до наших дней и, похоже, сдаваться не собирается.
Известно, что челночными рейдами занимаются, в основном, жители приграничных районов, пользуясь вполне легальным правом провоза блока сигарет и бутылки водки. Один переход с таким грузом приносит чистую прибыль приблизительно в десять евро. Однако предприимчивые несуны с помощью скотча и других нехитрых камуфляжных приспособлений, способных превратить, например, даму далеко не среднего возраста в будущую мать, увеличивают это количество во много раз. Даже при трех-четырех ходках в день (а такую возможность предоставляет особый статус приграничных территорий) на круг выходит вполне приличный заработок.
Местные власти уверяют, что наши приграничные регионы стремительно развиваются благодаря инвестициям из самих сопредельных стран Европы. И челночное движение уходит в прошлое. Свежо предание... Так и хочется поверить нашим чиновникам и представить, что наш закарпатский соотечественник-челнок, лет через десять став уважаемым дедушкой, скажет гордо своим внукам: «Вот, помню, выхожу в толпе я на дорогу! А вдоль границы эсбэушники с автоматами стоят! И тишина!..». А племя младое будет внимать его рассказу как легенде из незапамятных времен.
Верить в это хочется, но как-то не верится. Причины некоторого уменьшения числа случаев контрабанды совершаемой нашими соотечественниками связаны в первую очередь с вступлением Польши (основного плацдарма нашей «контрабандной пехоты») в Шенгенскую зону. Теперь, на зависть нашим согражданам, эту нишу активно осваивают польские «челноки-мурахи». Неизменной остается только такса за разовое пересечение границы с «неуказанным товаром»: один доллар.
Правда, облегчить жизнь наших «челноков» могут подписанные недавно с Венгрией, Польшей и Словакией соглашения о так называемом малом пограничном движении. Согласно этим документам, украинцы, проживающие в приграничной зоне, смогут ездить в названные страны без виз. Теперь нашим «мурахам» остается только дождаться окончания всевозможных бюрократических проволочек и получить вожделенные карточки, дающие возможность беспрепятственного пересечения границы, чтобы броситься в вечное соревнование с соседями-поляками и победить в контрабандной конкуренции. Евросоюз, правда, ворчит и требует, чтобы Польша сократила зону с 50 километров до 30. Или чтобы она поступила как соседняя Венгрия, в которой просто обозначили приграничные населенные пункты, в которых действует данное соглашение. Впрочем, в той же Венгрии уже сегодня накоплен достаточно эффективный опыт борьбы с «ходячей» контрабандой. Там, не мудрствуя лукаво, ввели «душевые» квоты на годовой перенос сигарет через границу. Плюс оснастили свои пункты специальными сканерами, реагирующими на фольгированные вставки в пачках сигарет. Теперь пронести сигарет больше положенного просто не представляется возможным. Убедительный пример «укрощения строптивой» контрабанды при достаточной заинтересованности и решимости, не правда ли? И возникает вполне закономерный вопрос, что мешает этот опыт перенять и, так сказать, распространить? Ведь, как подсчитали наши коллеги из газеты «Сегодня» (номер от 19 июня), за месяц «мурахи» переносят за украинскую границу столько сигарет, что ими можно было бы набить доверху шесть полных грузовиков-длинномеров. И если некоторые поблажки и снисхождение украинским таможенников к украинским же мелким контрабандистам понять все же можно (надо же людям из приграничных селений как-то выживать), то их «радушие» по отношению к польским конкурентам наших «несунов» морального оправдания уже не находит (с «материальными» мотивами все проще и понятнее: один доллар он и на границе один доллар).
Но хотя «челноки» делают серьезные заявки на контрабандные проценты, они ни в какое сравнение не идут с тем, что провозит через границу моторизированная часть нашей табачной контрабанды. За прошлый год объемы контрабанды составили астрономическую цифру в 30 миллиардов штук сигарет! Понятно, что такой объем рядовые сотрудники ни обеспечить, ни освоить не могут; ясно, что речь идет о так называемых «коррупционных схемах», о длинной цепи, каждое звено которой получает свой процент. Впрочем, об этом писалось и говорилось много. «Огромное количество людей зарабатывает на контрабандных потоках - и в исполнительной власти, и в парламенте, и в таможне», - признал в интервью «Зеркалу недели» сам глава Гостаможенной службы Украины Валерий Хорошковский. И еще в конце прошлого года украинская таможня подверглась жесткой критике со стороны Президента Виктора Ющенко. С последующим кадровым выводами и поставленной задачей реорганизации.
Не поспоришь: реорганизация таможни - дело архиважное. Как известно, до конца 2007 года борьбой с контрабандой занимались несколько ведомств - с соответствующим нулевым эффектом. Кроме самой таможенной службы и Госпогранслужба, и СБУ, и МВД, и прокуратура, и налоговая инспекция всеми силами пытались закрыть на замок рубежи государства, но все как-то «ключ» проворачивался. Смеем предположить, что если бы на борьбу с контрабандой бросили ограниченный контингент сухопутных войск, а также пожарников и прочих бойцов Министерства по чрезвычайным ситуациям, или даже «добровольных народных дружинников» эффект был бы тот же.
Казалось бы, а не проще было бы наделить саму таможенную службу оперативно-поисковыми функциями, нежели привлекать ей «на помощь» сотрудников иных ведомств? Идея эта не новая, и в конце января был обнародован проект интересного документа под названием «Программа борьбы с контрабандой на 2008-2009 годы», которую разработало СБУ. В документе декларируются принципы, по которым работают и таможни развитых государств, в том числе и необходимость к осени текущего года наделить-таки Гостаможню оперативно-поисковыми функциями и правом досудебного следствия. Но мало ли какие замечательные по содержащимся в них намерениях программы разрабатываются и декларируются в нашем государстве? И пока в СМИ мелькают только сообщения о том, что СБУ сосредоточила в своих руках функции контроля, усилив таможенный контроль своими нарядами. Что приводит только к увеличению суммы таможенных взяток - за риск.
Так что пока «усиление борьбы» с контрабандой по принципу «всем миром» лишь продолжает действовать на нервы Евросоюзу и портит имидж страны, руководство которой не устает громогласно заявлять, что Украина почти дозрела до соответствия нормам и принципам, которые действуют в Европе. Но эти заклинания никого в заблуждение ввести не могут, поскольку ясно, что без радикального изменения действующей законодательной базы никакого существенного урона контрабанде причинить не получится. И здесь речь идет не только о борьбе с «приграничной» коррупцией, но и о комплексе мер по решению социальные проблемы в приграничных районах.
И принимать действенные меры по обузданию контрабанды Украине придется уже в самом ближайшем будущем. Иначе на наших западных границах вырастет такой «железный занавес» из-за которого «европейское будущее» уже и не увидишь…