Мифы и реальность. Состояние и процессы в современной табачной индустрии
Табачная отрасль, наверное, одна из немногих сфер российского бизнеса, которая испытывает давление со стороны общества (международные и российские организации по борьбе с курением) и несет груз жесткого государственного регулирования (акцизный налог, требования к содержанию смолы и никотина, ограничения рекламы, мест продажи и мест, где разрешено курить).
В середине января правительство объявило о присоединении России к Рамочной конвенции Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) по борьбе против табака (РКБТ). Это вызвало широкий общественный резонанс. Этой весной о борьбе с курением было сказано, наверное, больше, чем за все пять лет—с 2003 года, когда РКБТ была проголосована Генеральной ассамблеей ВОЗ. Говорят, что в России постоянно увеличивается количество курильщиков и резко растет потребление табачных изделий, звучат обвинения в адрес международных компаний, «скупивших» весь российский рынок, критикуется власть, якобы не предпринимающая никаких действий для регулирования табачной индустрии, и т.д. и т.п. Попробуем все же взглянуть на табачный рынок объективно, без популизма и эмоций, опираясь на официальные цифры и факты.
С цифрами в руках
Итак, существует мнение о том, что Россию охватила табачная эпидемия, компании наращивают производственные мощности и число курящих граждан соответственно неуклонно увеличивается. Реальность такова: по данным Госкомстата России, в 2007 году объем российского рынка (термин «объем рынка» означает производство плюс импорт минус экспорт) составил 390 млрд штук сигарет и папирос. Этот показатель остается практически постоянным на протяжении последних семи лет. Годовые изменения объема рынка носят стохастический характер — не превосходят 5% и обусловлены колебаниями складских запасов компаний и дистрибьюторов, а также меняющимися особенностями дистрибуции и логистики доставки продукции. Таким образом, по крайней мере, за последние семь лет объем потребления табачных изделий в России остается постоянным, и слова об эпидемии противоречат фактам. Конечно, по сравнению со странами Западной Европы или США соотношение курящих и некурящих говорит не в пользу России — по данным ВОЗ, в России курит 43% взрослого населения, но это соотношение не изменяется на протяжении всех первых лет XXI века.
Оставаясь стабильным по общему объему, рынок существенно изменился структурно. Если в 2001 году доля сигарет без фильтра и папирос составляла 40% (150 млрд штук), то в 2007 году—только 8% (30 млрд штук). Соответственно доля сигарет с фильтром выросла с 60% в 2001 году до 92% в 2007 году. Следует отметить, что для сигарет без фильтра и для сигарет с фильтром законодательством установлены различные нормативы по содержанию смолы и никотина. Для сигарет без фильтра допускается не более 16 мг/сиг. смолы и 1,3 мг/сиг. никотина, причем среднее значение этих показателей в представленных на рынке сигаретах без фильтра близко к предельно допустимым. Для сигарет с фильтром допускается не более 14 мг/сиг. смолы и 1,2 мг/сиг. никотина, причем среднее значение этих показателей в представленных на рынке сигаретах с фильтром составляет 70—50% предельно допустимых.
Такая тенденция изменения структуры рынка отражает рост покупательной способности населения и смещение потребительских предпочтений в сторону продукции с пониженным содержанием смолы и никотина. Динамика изменения структуры рынка находит свое отражение в широчайшем ассортименте табачной продукции, реализуемой в России. В отличие от стран Западной Европы, где в основном представлены только международные бренды, в нашей стране количество марок сигарет, доступных потребителю, переваливает за 500 наименований, полностью удовлетворяя спрос курильщиков всех социальных слоев населения.
Наряду с такими сигаретами, как Davidoff, Kent, Marlboro, Winston и другие, в розничной торговле представлены традиционные «Прима» и «Беломорканал», а также современные российские бренды—»Русский Стиль», «Ява Золотая», Glamour, «Максим», Arctic, «21 век» и другие. Следует подчеркнуть, что в настоящее время расположенные в России производственные мощности полностью удовлетворяют спрос на внутреннем рынке во всех ценовых сегментах с любыми качественными характеристиками.
Так ли страшны международные компании
Часто звучит тезис о том, что международные корпорации скупили акции российских табачных фабрик, уничтожив российскую табачную промышленность. Действительно, по данным исследовательской компании AC Nielsen, в настоящее время доля четырех международных корпораций Japan Tobacco, Philip Morris, British American Tobacco и Imperial Tobacco на российском рынке составляет приблизительно 90% в натуральном выражении. На предприятия с участием российского капитала приходится менее 10%, хотя еще в середине 90-х это соотношение было примерно пятьдесят на пятьдесят. Так ли это трагично для российской экономики?
К началу 90-х годов в России работало несколько десятков табачных фабрик, которые производили по большей части сигареты без фильтра и папиросы. При этом их мощности обеспечивали удовлетворение около 60% потребностей рынка, а остальную часть составлял импорт, в основном из Болгарии. В середине 90-х на российский рынок пришли международные компании, импортные поставки которых постепенно вытеснили с рынка болгарскую продукцию. Одновременно с этим международные компании создавали собственную производственную базу в России. Для этого приобретались и модернизировались действующие предприятия (фабрика имени Урицкого в Санкт-Петербурге, фабрики «Ява» и «Дукат» в Москве, Саратовская табачная фабрика и т.д.), а также строились новые фабрики («Ротманс-Нево», «Филип Моррис Ижора»). Общий объем прямых инвестиций табачных компаний в российскую экономику составляет более $4,5 млрд. В первую очередь благодаря усилиям международных компаний в России созданы современные мощности, способные не только полностью удовлетворить потребности российского рынка, но и активно наращивать объемы экспорта табачной продукции.
Это позволило, во-первых, снять зависимость российского рынка от импортных поставок. Уже к началу 2000-х годов импорт сигарет утратил функцию количественного обеспечения рынка и сохранился только в той части, которая обеспечивает замещение ассортиментных ниш. Во-вторых, российская табачная промышленность укрепляет свои позиции в качестве экспортера. В 2007 году экспорт из России составил 13,7 млрд. штук, тогда как импорт—только 4,2 млрд. штук. Произведенные в России сигареты поставляются более чем в 25 стран как ближнего, так и дальнего зарубежья, включая Канаду, Францию, Италию и Исландию.
Ежегодно увеличиваются и объемы экспорта переработанного табачного сырья. Закупая первичное сырье (табачный лист), российские компании перерабатывают его на своих мощностях, создавая добавленную стоимость, и экспортируют переработанное сырье (восстановленный табак, взорванная табачная жилка и взорванный табак) в страны ближнего и дальнего зарубежья. В 2007 году физический объем экспорта табачного сырья увеличился на 10% по сравнению с предыдущим годом и составил 27,8 тыс. тонн, в то время как стоимостный объем вырос на 25% и составил более $ 100 млн.
Приход на российский рынок международных компаний, по нашему мнению, внес положительный вклад в развитие российской экономики. Во-первых, созданы производственные мощности, полностью обеспечивающие внутренние потребности страны. Во-вторых, внедрены и успешно обслуживаются российским персоналом современные технологические процессы самого высокого уровня (именно таким является сегодня табачное производство). Наконец, продемонстрировано то, что в российских условиях может успешно функционировать система современного менеджмента, способная вести социально ответственный бизнес и соблюдать высокую налоговую дисциплину.
Многие российские фабрики не сумели привлечь инвестиционный ресурс и наладить выпуск современной продукции, поэтому были вынуждены уйти с рынка. Вместе с тем такие предприятия, как «Донской Табак», «Нево-Табак», «Погарская Сигаретно-Сигарная Фабрика», имеют совокупную долю рынка около 10% и успешно конкурируют с международными компаниями как по качеству продукции, так и по уровню организации производства и менеджмента.
Лучше семь раз отмерить
В последнее время правительство России часто критикуют за недостаточно высокие ставки акцизов на табачную продукцию и, как следствие, низкие по сравнению с европейскими странами цены на сигареты. Попробуем разобраться, насколько обоснованы такие претензии.
В 2007 году объем рынка в денежном выражении составил 250 млрд. рублей, а суммарные налоговые отчисления отрасли в бюджеты всех уровней — более 100 млрд. рублей, в том числе почти 50 млрд. рублей акцизов на табачную продукцию. Для сравнения: в 2001 году в бюджетную систему поступило всего 9 млрд. рублей акцизов при денежном объеме рынка около 175 млрд. рублей. Таким образом, за последние семь лет акцизные поступления возросли почти в 5,5 раза, тогда как рынок вырос только в полтора раза, а доля акциза в розничной цене в среднем по рынку увеличилась более чем в четыре раза и достигла уровня 20%.
Следует отметить, что система взимания акцизов на табачные изделия постоянно совершенствуется. До 2003 года акциз взимался по специфической ставке, а начиная с 2003 года — по комбинированной, где адвалорная составляющая взималась с отпускной цены производителя. С 2007 года в России для исчисления адвалорной компоненты смешанной ставки стала применяться максимальная розничная цена (МРЦ) вместо отпускной, а минимальный ограничитель стал вместо адвалорного специфическим.
Переход на исчисление акцизов с помощью МРЦ положительно оценен индустрией, так как делает систему взимания акцизов более прозрачной. Немаловажным фактом является то, что ставки акцизов на табачную продукцию растут значительно более высокими темпами, чем на другие подакцизные товары. Последние несколько лет правительство России индексирует ставки акцизов на табачную продукцию более чем на 20% ежегодно, что естественным образом увеличивает налоговую нагрузку на отрасль и, как следствие, поддерживает повышательную динамику цен на сигареты.
Акцизная политика, проводимая Министерством финансов России, приводит к тому, что цены на сигареты на российском рынке незначительно превосходят цены на такую же продукцию в сопредельных государствах, прежде всего в Казахстане и на Украине.
Поддержание ценового баланса принципиально важно для предотвращения роста нелегального оборота табачных изделий на территории России. Во многом благодаря сбалансированной акцизной политике российский табачный рынок в последние годы является одним из самых благополучных — по оценкам специалистов, нелегальная продукция не превышает 0,5—1,0% объема рынка. Здесь уместно отметить, что, по данным Федеральной налоговой службы, собираемость акциза для табачной отрасли составляет 99%. Это является самым высоким показателем для отраслей—плательщиков акцизного налога.
В случае же резкого повышения акцизов и, как следствие, повышения цен на сигареты доля нелегальной продукции на российском рынке может существенно увеличиться—прежде всего за счет притока контрабандной продукции из сопредельных государств, где имеются значительные свободные производственные мощности. Российский рынок станет более привлекательным для контрафактной и контрабандной продукции ввиду более высокой прибыльности операций по ее реализации в России, нежели в сопредельных государствах. Подобное происходит сейчас в странах Европейского союза и стало общеевропейской проблемой—доля контрабандных сигарет в Европе составляет в среднем около 20%, а в отдельных странах, таких, например, как Литва, доходит до 40%.
Очевидно, что наличие такого большого теневого сектора приводит к недополучению в казну европейских государств миллиардов евро в виде налоговых поступлений и усиливает криминогенную обстановку в обществе. Важно также, что борьба с нелегальным оборотом табачных изделий признана одним из главных приоритетов РКБТ.
Слияния, поглощения, приобретения
Современный российский табачный рынок является неотъемлемой частью мировой табачной индустрии, поэтому процессы глобализации, слияния и поглощения затрагивают и Россию. Можно привести целый ряд примеров. Так, в 1999 году British American Tobacco (BAT) приобрела компанию Rothmans International, после чего в России у ВАТ к двум производственным площадкам в Москве и Саратове добавилась третья — в Санкт-Петербурге. В конце 2006 года Japan Tobacco Inc. (JTI) заключила соглашение о покупке британского производителя сигарет Gallaher Group Plc за 7,5 млрд фунтов стерлингов ($14,7 млрд). В результате табачная фабрика ЗАО «Лиггетт-Дукат», принадлежавшая Gallaher, перешла в собственность JTI. Самое последнее крупное мировое слияние — покупка компанией Imperial Tobacco франко-испанской компании Altadis (в России—фабрика «Балканская звезда») в 2007 году.
Можно привести и пример покупки российского предприятия вне мировых слияний и поглощений: в 2004 году компания Altadis приобрела за 147 млн евро ярославскую табачную фабрику ЗАО «Балканская звезда». Другими словами, тенденция к укрупнению бизнеса — это общемировой тренд, и табачный рынок не является здесь исключением. Кроме того, характерной чертой процессов глобализации является факт лицензионного производс здесь исключением. Кроме того, характерной чертой процессов глобализации является факт лицензионного производства иностранных брендов на российских табачных предприятиях. Лицензионное производство и производство под контролем иностранных табачных компаний осуществляется на фабриках «Донской Табак», «Нево-Табак» и «Погарская Сигаретно-Сигарная Фабрика».
Представляется, что в ближайшей перспективе все основные тенденции развития российского табачного рынка, отмеченные выше, сохранятся. Физический объем рынка вряд ли заметно изменится, доля сигарет без фильтра и папирос будет уменьшаться, потребительский спрос будет постепенно смещаться в сторону более дорогой продукции. Установленные на ближайшие три года ставки акцизов на табачную продукцию приведут к увеличению налоговой нагрузки и плавному повышению цен на российском рынке. Вместе с тем ожидается, что такое повышение не приведет к созданию экономической базы для нелегальной продукции.
Авторы - Вадим Желнин, генеральный директор ассоциации производителей табачной продукции «Табакпром», кандидат технических наук; Артем Лукин, директор по вопросам налогового и таможенного регулирования ассоциации производителей табачной продукции «Табакпром»; Сергей Филиппов, директор по вопросам нормативного регулирования ассоциации производителей табачной продукции «Табакпром»