25.02.2011__Проект официального отзыва на проект федерального закона № 451253-5 «О внесении изменений в статью 193 части второй Налогового кодекса Российской Федерации», внесенный депутатами ГосДумы Федерального Собрания РФ А.В.Беляковы
Государственная Дума
Федерального Собрания
Российской Федерации
ОФИЦИАЛЬНЫЙ ОТЗЫВ
на проект федерального закона № 451253-5 «О внесении изменений в статью 193 части второй Налогового кодекса Российской Федерации», внесенный депутатами Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации А.В.Беляковым, О.Л.Михеевым
В соответствии с частью 3 статьи 104 Конституции Российской Федерации в Правительстве Российской Федерации рассмотрен представленный проект федерального закона.
Законопроектом предлагается утвердить новую редакцию пункта 1 статьи 193 Налогового кодекса Российской Федерации (далее Налоговый кодекс), предусмотрев в нем ставки акцизов на подакцизные товары на период 2010 – 2012 г.г., за исключением табачной продукции, в размере, установленном указанной статьей в редакции Федерального закона от 28 ноября 2009 г. № 282-ФЗ «О внесении изменений в главы 22 и 28 части второй Налогового кодекса Российской Федерации». При этом размер специфических ставок акцизов на все виды табачной продукции на 2011 год предлагается увеличить в среднем в 4 раза по сравнению с 2010 годом, а на 2012 год – в 2,5 раза по сравнению с уровнем ставок, предусмотренных законопроектом на 2011 год. Одновременно в 2011 году предлагается увеличить адвалорную составляющую комбинированной ставки акциза на сигареты с фильтром до 26 процентов от их расчетной стоимости, а в 2012 году – до 65 процентов от их расчетной стоимости. Аналогично предлагается увеличить адвалорную составляющую комбинированной ставки акцизов на сигареты без фильтра и папиросы.
Вместе с тем, разработчиками законопроекта не учтено, что с 1 января 2011 года Федеральным законом от 27 ноября 2010 г. № 306-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и Закон Российской Федерации «О налоговых органах Российской Федерации» пункт 1 статьи 193 Кодекса изложен в новой редакции, предусматривающей повышенные налоговые ставки по подакцизным товарам на период 2011 – 2013 г.г., в том числе по табачной продукции.
Согласно Концепции осуществления государственной политики противодействия потреблению табака на 2010 – 2015 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 г. № 1563-р (далее – Концепция), налоговая политика в отношении табачной продукции должна предусматривать осуществление целого комплекса мер по сокращению спроса на табак, в том числе: проведение согласованной налоговой политики в отношении табачной продукции на территории единого экономического пространства Таможенного союза; увеличение ставок акциза на табачные изделия, обеспечивающих повышение и поддержание высоких цен на табачные изделия; повышение ставок налогообложения преимущественно за счет взимания налога на уровне производителя и их дальнейший регулярный пересмотр в сторону увеличения, опережающий уровень инфляции, с учетом покупательской способности потребителей.
Планом мероприятий по реализации Концепции, утвержденным указанным распоряжением Правительства Российской Федерации, на период до 2015 года намечено поэтапное равномерное увеличение акцизов на все виды табачных изделий до среднего уровня налогообложения данных изделий среди стран европейского региона Всемирной организации здравоохранения.
Достижение указанного показателя (около 60 рублей на пачку сигарет в текущих ценах) возможно при номинальном увеличении акцизной нагрузки на табачные изделия к 2015 году в среднем в 7 – 8 раз к уровню 2011 года. Для того, чтобы такое поэтапное повышение акциза к 2015 году имело равномерный характер, увеличить акцизную нагрузку на табачные изделия в 2012 году необходимо не менее чем в 2 раза к уровню 2011 года, сохранив аналогичные повышенные темпы роста ставки акциза в 2013 – 2015 годах. При этом учитывая масштабы повышения акцизной нагрузки, его необходимо производить да счет увеличения, прежде всего, специфической составляющей налоговой ставки.
В соответствии с Федеральным законом от 27 ноября 2010 г. № 306-ФЗ в 2011 году ставки акцизов на табак, за исключением табака, используемого в качестве сырья, увеличены по сравнению с 2010 годом на 21 процент, на сигары – на 20 процентов, на сигариллы (сигариты), биди, кретек – на 21 процент. Специфическая составляющая комбинированной ставки акцизов на сигареты с фильтром возросла на 37 процентов, а адвалорная составляющая – на 0,5 процентного пункта. Специфическая составляющая комбинированной ставки акцизов на сигареты без фильтра (папиросы) увеличена в 2 раза, а адвалорная составляющая – на 0,5 процентного пункта.
В целом предлагаемое авторами законопроекта повышение ставок акцизов на табачную продукцию соответствует вышеуказанной Концепции и направлено на выравнивание ставок акцизов со среднеевропейским уровнем, снижение объемов потребления и, соответственно, производства указанной продукции. В свою очередь, повышение ставок акцизов до среднеевропейского уровня позволит сократить нелегальный вывоз табачной продукции из Российской Федерации в страны Европы.
В то же время проблема нелегального оборота табачной продукции должна решаться не только в отношении незаконного вывоза указанной продукции в европейские страны, но и в целях создания условий, препятствующих ввозу такой продукции на территорию Российской Федерации, в том числе из стран Азии. При решении указанной проблемы, как предусмотрено Концепцией, требуется проведение согласованной налоговой политики в отношении табачной продукции с государствами-членами Таможенного союза.
Как следует из пояснительной записки и финансово-экономического обоснования, указанные факторы в законопроекте не учтены. При определении прогнозируемых доходов федерального бюджета от акцизов на табачную продукцию также не учтено возможное снижение объемов производства табачной продукции. Соответственно, прогноз доходов федерального бюджета, приведенный в финансово-экономическом обосновании, требует уточнения.
Статья 2 законопроекта, предусматривающая вступление в силу федерального закона с 1 января 2011 года, не соответствует статье 5 Налогового кодекса, согласно которой акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу.
По законопроекту имеются замечания юридико-технического характера.
Так, наименование законопроекта не согласуется с его содержанием, поскольку законопроектом предлагается внести только одно изменение в пункт 1 статьи 193 Налогового кодекса.
В статье 1 законопроекта неверно указаны источники официального опубликования статьи 193 Налогового кодекса.
Таким образом, Правительство Российской Федерации, концептуально поддерживая повышение ставок акцизов на табачную продукцию, считает, что предусмотренный законопроектом размер ставок акцизов требует дополнительного обоснования, поэтому в предложенной редакции законопроект не поддерживается.
Заместитель Председателя
Правительства Российской Федерации
–Руководитель Аппарата
Правительства Российской Федерации
В.Володин