Электронные системы доставки никотина (ЭСДН) впервые широко обсуждались на шестой сессии Конференции сторон ВОЗ (КС-6), и отрасль готовится к интенсивной обороне в связи с по-видимому однобоким взглядом на проблему, который рассматривается в данном аналитическом материале
Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) довольно поздно вышла к доске отвечать данный урок и, по-видимому, потратила на выполнение домашнего задания немного времени. Решения КС-6 по ЭСДН не учитывали формирующийся корпус независимых исследований и были основаны на данных 2013 г., полученных Исследовательской группой ВОЗ по вопросам регулирования табачных изделий, а также результатах опросов 2014 г., полученных по крайней мере от 90 государств-членов ВОЗ.
И если потребители устройств для электронного курения могли бы отнестись к необязательным для исполнения поползновениям КС-6 относительно ЭСДН с долей юмора, то их рекомендации игнорировать трудно. Вслед за событиями в Москве интернет наводнили возмущенные комментарии от сообщества ЭСДН по поводу рекомендаций, данных на КС-6. См. заголовки вроде «Всемирная организация здравоохранения атакует э-сигареты». Другие увидели ситуацию в более сбалансированном свете: «Хороший полицейский, плохой полицейский». В этом случае «плохой полицейский» действительно играет свою роль, и мы чувствует, что необходимо также ввести третью сторону.
Хороший, плохой (и злой)
Так что же дало некоторые основания для готовности к обороне, и каковы положительные стороны решений КС-6 по ЭСДН, если они вообще есть?
За отчетом последовало приглашение для сторон рассмотреть следующее в качестве рекомендаций: «Предотвращать приобщение к ЭСДН [а также к электронным системам доставки без никотина, ЭСДБН] некурящих и молодежи с особым вниманием к группам риска. Насколько возможно минимизировать потенциальный вред для здоровья потребителей и защитить неупотребляющих от воздействия выделений. Предотвращать неподтвержденные заявления о пользе ЭСДН для здоровья. Оградить деятельность по борьбе с табаком от любых коммерческих и иных корыстных интересов, связанных с ЭСДН, включая интересы табачной отрасли».
Сторонам далее «предлагается» рассмотреть запрещение или регулирование ЭСДН, в том числе как табачных изделий, медицинской продукции, потребительской продукции или других категорий, в соответствии с ситуацией, принимая во внимание высокий уровень защиты здоровья человека. Далее, сторонам «настоятельно рекомендуется» рассмотреть запрещение или ограничение рекламы, продвижения и спонсорской деятельности ЭСДН, прежде чем им будет «предложено» проводить всеобъемлющий мониторинг данной продукции. Далее в рамках подготовки к КС-7 ВОЗ просят провести исследования усилиями независимых ученых и заинтересованных регулирующих органов.
Корреспондент TJI поинтересовался у Рея Стори (Ray Story) из Ассоциации производителей и продавцов электронных сигарет (TVECA), можно ли увидеть в решениях КС-6 что-либо положительное. «Единственная хорошая вещь – это то, что они вообще это обсуждают, – заявил Стори, – но направление, в котором ведется это обсуждение, слишком ограничивающее и, по сути, абсолютно безответственное. Это продукт, который явно менее вреден, чем табак, а потребителей, во-первых, малюют одной кистью с курильщиками, а во-вторых, им говорят, чтобы они шли и вставали вместе с курильщиками и вдыхали тот же второстепенный дым, который, как мы все знаем, вреден для нашего здоровья. Неужели это то, что они [потребители ЭСДН] получают за положительный для их здоровья и образа жизни выбор?» – спрашивает он. И в его словах есть истина.
Как и Стори, другие люди в отрасли разочарованы позицией, продемонстрированной на КС-6. Это орган, который проявляет самое крайнее предубеждение против всего, что связано с табаком. И если многие считают, что ЭСДН не имеют почти вообще ничего общего с табаком, их, тем не менее, классифицируют в качестве табачных изделий на всех крупнейших рынках, где они продаются; они имитируют внешний вид, основной функционал и образ применения табака; и последнее, но не менее важное, сегодня они являются частью предложения всех крупных табачных компаний. Но являются ли классификация продукции и угроза, что крупный табачный бизнес найдет для себя новый рынок, достаточными основаниями для такого оборонительного подхода? Для подхода, который может побудить государства-члены регулировать ЭСДН или даже запрещать их, не имея понимания сути продукта? Это довольно сильный удар для отрасли.
Два основных разногласия – это рекомендации запрещать употребление ЭСДН в помещениях и запрещать или ограничивать рекламу и продвижение. Аргументация ВОЗ – это «те, кто находится рядом, ожидают не пониженного риска по сравнению с воздействием второстепенного дыма, но отсутствие возрастания риска от любого продукта в воздухе, который они вдыхают». ВОЗ рекомендует, чтобы регулирование «оставалось гибким и могло меняться с учетом новых научных данных», однако действительно ли «дерганные» нормативы будут разворачиваться, если и когда наука подтвердит «неподтвержденные заявления»? Тот факт, что исследования в поддержку ЭСДН не учитывались в решениях, дает на это мало надежды.
Теперь что касается предлагаемого запрета или ограничения рекламы. Сроки данного предложения интересны, поскольку первый в мире рекламный ролик э-сигарет был показан по британскому телевидению всего несколько недель спустя; эта реклама, к сожалению, представила отрасль в довольно неприглядном свете и сыграла на руку сторонников полного запрета. Ведущий BBC Radio Джереми Вайн (Jeremy Vine) сказал, что этому ролику «следовало присвоить рейтинг 17+», и он попал практически в цель. Дебора Арнотт (Deborah Arnott), глава анти-табачной благотворительной Организации по борьбе с курением и за здоровый образ жизни (Action on Smoking and Health, ASH), беседуя с Вайном, отметила, что ASH фактически «не против рекламы, но она должна быть социально ответственной [...] [Данный] ролик связывает потребление э-сигарет с гламуром и сексуальностью и не дает понять, что эти продукты созданы для курильщиков. Как это можно определить как проявление социальной ответственности? Это возвращает нас к плохим старым временам табачной рекламы», – заявила она.
Некоторые в отрасли прокомментировали, что ограничения на то, как э-сигареты могут изображаться в рекламе (например, нельзя упоминать про возможные положительные последствия для здоровья), почти не позволяют компаниям привлекать зрителей иначе, как за счет гламура или пикантных намеков. Это играет на руку сторонникам полного запрета, таким как ВОЗ, что может стать едва ли не выстрелом в ногу идеи отказа от курения.
Джей.Н. Бут (J.N. Booth), "TJI – Tobacco Journal International":