13 по 15 мая состоялся Международный деловой форум «Табак Экспо 2010»
Более 40 компаний из 15 стран мира (России, Болгарии, Беларуси, Германии, Индии, Китая, Нидерландов, Сербии, США, Турции, Чешской Республики, Украины и других) представили специалистам табачные изделия, оборудование для их производства, упаковочное оборудование, комплектующие и запасные части, расходные материалы, а также принадлежности и аксессуары для курения. В рамках Форума прошла Вторая отраслевая международная Конференция и состоялись сигарный чемпионат и дегустация сигар.
Наиболее заметным и оригинальным стендом стал стенд индонезийской компании Djarum, представившей знаменитые кретеки (сигареты с гвоздикой). В отличие от большинства других экспонентов с готовой табачной продукцией, "Джарум" уже начал поставки кретеков в Россию. Компания существует почти 60 лет и заслуженно считается одной из наиболее инновационных и изобретательных на рынке Индонезии. Именно компания "Джарум" первой освоила выпуск кретеков с пониженным содержанием смол и никотина, первой начала использовать черную и коричневую сигаретную бумагу и первой изготовила кретеки с дополнительными ароматами (вишня, ваниль и т.д.). Сегодня это огромный бизнес, дающий работу 86000 индонезийцев и выпускающий около 60 млрд штук сигарет и кретеков в год. Интересно, что именно "Джарум" наиболее активно продвигает по миру традиционное курево Индонезии, и результаты не заставляют себя ждать: 95 % потребителей кретеков в США выбирают марку "Djarum". Правда именно в США компания сейчас столкнулась с проблемой: новое регулирование FDA запрещает ароматические добавки к сигаретам (кроме ментола), и компания обжаловала это решение в американском суде.
Компания King's Tobacco - производитель сигарет из Болгарии, чьи сигареты марок "King" и "Merilyn Slims" уже приобрели популярность не только в Болгарии, но и в соседних странах, - также отнеслась к оформлению своего присутствия на московской выставке не формально. Стенд болгарских табачников выделялся ярким светом и белоснежными конструкциями. Представители компании обсуждали с потенциальными партнерами деловые перспективы и предлагали продегустировать продукцию. К сожалению, компания King's Tobacco идет по пути большинства небольших производителей, заинтересованных в российском рынке, но не склонных инвестировать в свой бизнес здесь. Они надеются найти местного партнера, который оплатит вывод на второй рынок в мире их замечательную продукцию. Весьма наивный подход, простительный действительно бедным, или начинающим компаниям, а не успешным на родине предприятиям с более чем полувековой историей.
Smyrna Tobacco была основана в 2003 году и первая в Турции начала производить ароматические курительные смеси для кальянов без примеси табака и никотина. "Непревзойденные по аромату" смеси для кальянов были разработаны в содружестве с международными компаниями, специализирующимися на создании подобных смесей. Строго говоря, курительные смеси, хоть бы и для кальяна, без табака были в России недавно полностью запрещены, но гости из Турции были, видимо, не в курсе. В похвалу их законопослушности следует отметить, что образцы своей продукции они не продавали и не дарили. Однако и участие их едва ли имело смысл. Утверждения в рекламных материалах компании об отсутствии "смол" при наличии тления смесей выглядят смешно, как, собственно, и сами эти материалы, переведенные на русский язык с оригинала, видимо, машинным способом, без привлечения русскоговорящих партнеров.
Среди других участников табачной выставки представивших бестабачные изделия для курения следует отметить поставщиков электронных сигарет. Таких компаний было три: одна из Китая и две российских. Среди них следует выделить фирму Smokoff, продвигающую одноименный бренд электронных сигарет. Как пояснил владелец и руководитель этой компании, электронные сигареты "Smokoff" они изготавливают в Китае (где делаются все е-сигареты мира), но на своей собственной фабрике. По всей вероятности, именно такой подход - российский капитал и команда плюс подконтрольное производство в Китае - являются наиболее перспективными для захвата многообещающего рынка электронных сигарет в России.
Возвращаясь к собственно табачным производителям, упомянем компанию "Монус" из Сербии, давно присматривающуюся к российскому рынку, но все еще пребывающую в нерешительности. Производство компании расположено в 30 км от Белграда, фабрика оснащена самым современным оборудованием. На сегодняшний день "Монус" занимает четвертое место по доле табачного рынка Сербии после трех крупейших мировых производителей. Компания заинтересована в развитии долгосрочных партнерских отношений с российскими дистрибьюторами, но, как и болгарские коллеги, не пытается предпринять собственных усилий по выходу на рынок России, ожидая появление богатого местного партнера.
14 мая, на второй день работы Международного Форума "Табак Экспо / Салон Сигар" был проведен традиционный Сигарный Чемпионат, в котором приняли участие представители сигарных клубов столицы, других городов России и зарубежья, а также истинные ценители качественных сигар и элитных напитков. Соревнования проводились в личном и командном зачетах в двух номинациях: "Длительность курения" и "Длина пепла". За борьбой следило компетентное жюри. Главным судьей и ведущим был Эркин Тузмухамедов. В этом году соревновались пять команд: Московский Сигарный Клуб-1, Московский Сигарный Клуб-2, команда "Афисионадо", команды "Клуб Джимми", Assaggiatore. Еще 16 участников соревновались только в личном первенстве. Генеральным спонсором чемпионата выступила компания Golden mile Gmbh (Германия), производитель и дистрибьютор сигар "Bossner". Победителем чемпионата в личном зачете на максимальное время курения стал Александр Шевченко (2 ч 28 мин 39 сек), в командном зачете - команда МСК-2 (5 ч 30 мин 09 сек) Главный приз достался Александру Шевченко, который был победителем соревнований в личном зачете на максимальное время курения и в 2008 году на VII Сигарном чемпионате (2 ч 26 мин 35 сек). В этом году Александру удалось улучшить свой собственный рекорд на 2 мин. 04 сек.
В последний день мероприятия была проведена мега-дегустация, организованная журналом "Smoke Russia", которая, по словам ведущего (и главного редактора журнала) - Олега Чечилова, представляла собой эксперимент. Как и все сигарные дегустации журнала, она проходила вслепую, только здесь в ней участвовали не четыре эксперта, а 40 любителей сигар. Все участники курили одинаковые сигары и фиксировали свои впечатления в дегустационном формуляре. Окончательные итоги эксперимента будут опубликованы в ближайшем номере издания.