В России новая мода, и чтобы «быть в тренде», пора подумать о переходе на «наносигареты», а торговле, соответственно, озаботиться постоянным наличием в продаже модных новинок. «Наносигареты» – это сигареты в формате compact king size, родоначальником которого следует признать «Kent Nanotek» (во всяком случае в России). Появившись на рынке совсем недавно, в 2007 году они становятся все более и более популярны, а производители выпускают все новые и новые версии старых табачных марок в новом формате. Этой осенью мы наблюдали настоящий бум новинок compact king size. При этом зарубежные компании стараются разработать к новому формату и новый дизайн, а то и новый вкус, создавая подсемейства бренда, и не путая своего потребителя. Российские компании (по крайней мере «Донской табак») действуют более прямолинейно… Но обо всем по порядку – по порядку возрастания МРЦ.
Самое доступное по цене (33 руб.) предложение в сегодняшнем обзоре – пара «XS Winston» («Silver» – 4 мг смолы/0,4 мг никотина и «Blue» – 6/0,5 мг соответственно), на принадлежность которого к выдающемуся родителю недвусмысленно указывают знаменитый орел и собственно слово «Winston». Остальное, однако, не совпадает: новый дизайн и пачки, и самой сигареты, черная фольга лишь с буквами «XS», угольный фильтр в обеих версиях. Что можно сказать о «Winston», в каком бы формате он теперь ни являлся нам? Марка сделала фантастический рывок в продажах за последние 5–6 лет. В 2004 году стала самой продаваемой в России, в 2008-м – второй по продажам в мире, кратно увеличив объем продаж с момента перехода под контроль JT International в 1999 году и оттеснив на третье место в мировой иерархии «Mild Seven». По темпам роста продаж, как в мире, так и на отдельных рынках (Россия, СНГ, Италия и много еще где), – это абсолютный лидер. Теперь, когда в Санкт-Петербурге у JTI появилась производственная линия для формата compact king size, марка проникнет и в самый популярный в России сегмент, что только подстегнет ее движение дальше, вперед и вверх. Что касается розничной торговли, то это как раз один из тех немногих в России примеров, когда продавец должен всегда иметь в наличии всю линейку этого бренда.
Впрочем, едва ли потребитель «Winston» (или его производитель) мог бы жаловаться сегодня на проблемы с присутствием марки в торговле, провал с запасом здесь, кажется, будет скорее проблемой торговой точки, чем производителя. Или, говоря мягче, недоработкой. Практически так же хорошо сегодня обстоят дела с розничным присутствием и у следующей нашей пары – «Esse» в формате compact king size, или как их называют в самой компании – «мини». Жаль, что термина нет на пачке, вполне вероятно, он бы прижился. Версии различаются крепостью: «Silver» – 1,0 мг смолы/0,10 мг никотина, «Black» – соответственно 4,0/0,40 мг. Радует, что названия версий четко указаны на лицевой стороне, что совсем не характерно для этого формата. А ведь в наших полутемных северных землях в киоске (да и в магазине) трудно различить версии, когда отличие лишь в оттенке цвета или мелким шрифтом прописано сбоку. Лишняя нагрузка на продавца, о которой редкий производитель подумает. Кстати, и покупателю бывает сложно идентифицировать свою любимую версию, чаще всего услышишь ссылку на цвет, но «ночью все кошки серы». Корейская компания KT&G позаботилась не только об удобстве идентификации, но и об ощущениях потребителя. Использованный в сигаретах «суперактивированный угольный фильтр», во-первых, делает курение марки чуть более безопасным, во-вторых, дает проницательному потребителю объяснение, почему тот же бренд при значительно меньшем объеме табака стоит дороже (МРЦ – 38 руб.): более высокотехнологичный продукт, естественно, обходится в производстве дороже. Впрочем, большинство новинок в модном формате не демонстрируют такой дальновидности. Новые версии «Esse» впервые были представлены на Каннской выставке TFWA World Exhibition в октябре этого года, а сама марка впервые выпущена корейской компанией в 1996 году и сегодня является одним из лидеров корейского рынка, общий объем ее производства превышает 10 млрд штук в год.
Далее в нашем обзоре две новинки, которые производители оценили в 50 руб. за пачку. «Донской табак» выпустил третью дьявольскую версию «Diablo Otro», теперь в формате compact king size. Правда, понять, что это другой формат, глядя на витрину, нельзя: пачка оформлена так же, как и предшествующие «дьяволы», черный и красный, цена тоже одинакова с ними. В пачке вкладыш, призывающий присоединиться к «Братству Дьявола», – не больше, не меньше. Не будем здесь утомлять читателя всей этой «дьявольщиной», вовсе не близкой нам темой, может быть, в другой раз, да и в другой рубрике. Однако не очень приятно, что самый крупный из российских сигаретных производителей уверенно движется и к званию «самый циничный».
Еще одна новинка за 50 руб. – серия «Senator Nanopower» из трех вкусовых версий (смола 5 мг/никотин 0,5 мг во всех трех версиях). Вариант «Grand Virginia» в черной пачке содержит белые сигареты с черным фильтром, у «Original Pipe Tobacco» темно-бордовая пачка, а сигаретная бумага – шоколадно-коричневого цвета. Третья версия «Winegrape» тоже с «шоколадными» сигаретами, но в темно-синей пачке. Обе последние версии – ароматизированы, но не навязчиво, не избыточно, хотя вполне заметно – после открытия пачки. При курении тонкие фруктовые и винные ароматы не перебивают собственно табачного запаха, чем грешат иногда ароматические марки. Дизайн сигарет «Senator» элегантен и лаконичен, характерные, особо длинные крылья с буквой «S» становятся уже узнаваемым логотипом бренда. Стоит отметить, что разработчики компании «Интергруп», выпускающие марку по лицензии английской Richmond Tobacco Trading, позаботились и о сигарете, и о пачке, не забыли вкладыш с приглашением на действующий сайт. Сделана серия добротно, как и более ранняя серия той же марки в классическом сигаретном формате и упакованная в жестяные пачки. Именно их появление на рынке в 2008 году было признано по итогам голосования на сайте www.rustabak.com самым перспективным дебютом того года.
У нас в запасе еще несколько новинок в формате compact king size, но о них в следующий раз. Этот новый открывшийся сегмент еще будет долго нас радовать новинками разного уровня исполнения, как радует он своих производителей продажами по высоким ценам при низкой себестоимости.