К началу лета влияние кризиса на предпочтения курильщиков стали очевидны и производителям. Переход на более дешевые марки стал хоть и не обвальным, но все же вполне массовым. Премиальный сегмент перестал расти, но и самый нижний сегмент (овал и папиросы) расти не начал, напротив, продажи в нем стали снижаться ускоренными темпами. Другими словами, как бы мы ни экономили, от завоеваний прогресса в виде фильтровых сигарет отказаться не готовы. Таким образом, самым перспективным сегментом (с точки зрения объемов продаж) оказывается так называемый сегмент «качество по разумной цене». Или дешевый фильтр. Сегодня это здоровый кусок рынка сигарет с МРЦ от 10 до 20 руб. Отчасти интерес представляют и более высокие сегменты, особенно для вывода марок с новыми именами. Все это мы и наблюдаем на рынке.
Первой была «БАТ Россия». В апреле 2009 года в рознице появились новые старые сигареты «Золотое Руно» – современная версия легендарной советской марки. Дизайн упаковки «Золотого Руна» был обновлен, но при этом сохранил традиционный стиль с символическим изображением корабля аргонавтов. По сообщению компании, для производства обновленного «Золотого Руна» используется специально разработанная мешка, которая полностью соответствует международным стандартам качества. Убойного аромата советского прародителя бренда здесь нет, но есть приятный, сдержанный, чисто табачный аромат. Плюсом, конечно, стала и замена старого ободка фильтра на белоснежный с золотистой надписью. Новая марка представлена двумя версиями: «Золотое Руно Классические» с содержанием 10 мг смолы и 0,6 мг никотина; «Золотое Руно Оригинальные» (7 и 0,5 мг соответственно).
Максимальная розничная цена – 10 руб. за пачку, и это, собственно, главное достоинство новинки. В этой части ассортиментного спектра теперь очень редко появляются новые имена, пусть даже и подзабытые старые. Сигареты «Золотое Руно» продавались в 1970-е годы. Тогда марка производилась на московской фабрике «Ява». Теперь их начали делать там же.
В июне 2009 года в российской рознице начались продажи еще одной марки недорогих сигарет от «БАТ Россия», «Viceroy», в упаковке с новым дизайном. «Бритиш Американ Тобакко» перезапускает эту марку по всему миру, начиная с России и Венгрии. «Viceroy» будет по-прежнему представлен тремя версиями: Red, Blue и Silver, содержание смол и никотина соответственно: 10/0,7 мг, 7/0,5 мг и 4/0,3 мг. Хотя кардинальными изменения в дизайне не назовешь, тестирования проводились в нескольких странах, и получилось действительно вроде бы лучше, чем раньше. Без курьезов обходится редкий редизайн, есть и в новом «Viceroy» занимательные нюансы. Хотя, очевидно, возникли они не по небрежности, а из лучших побуждений и, вероятно, несколько оптимистичного представления о потребителях этого бренда в России. Во-первых, надписи на двух языках на оборотной стороне пачки не вполне равнозначны. Английская фраза «Made with pride» («сделано с гордостью») переведена на русский язык как «произведено со знанием дела». «Pride» в любом словаре переводится как «гордость, гордыня, спесь». Согласитесь, «знание дела» – не то же самое, что «спесь» или даже «гордость». С другой стороны, такой неточный перевод следует признать лучшим для России и более понятным. Поди нашим работягам объясни, что можно ведь и гордиться тем, что ты делаешь... Второй прикол видишь сразу при открытии пачки: на клапане фольги надпись по-английски (уже без перевода): «The right choice. Guaranteed quality» («Правильный выбор. Гарантированное качество»). Много ли знатоков английского среди курильщиков сигарет за 14 руб. (это МРЦ нового «Viceroy»)? С другой стороны, пусть учат хоть так…
Не только «БАТ Россия» держит в кризис нос по ветру, есть кризисные предложения и у других производителей. Imperial Tobacco представила на рынок расширение одного из своих флагманских брендов «West», о чем подробнее рассказано в обзоре технологически продвинутых новинок на стр. 4 этого выпуска «ТМ». Даже компания «Филип Моррис» вывела новое имя на рынок, чего не случалось уже давненько.
Строго говоря, это не нижний ценовой сегмент, а вполне средний: сигареты «Dubliss» имеют МРЦ 29 руб. Соответственно, и уровень исполнения у них весьма солидный: пачка «round corner», теснение надписи фольгой, защитный голографический логотип в виде буквы D (или В – кто что видит). По вкусовым качествам тоже вопросов нет. Версий всего две: нежно-голубая (6 мг смол и 0,5 мг никотина) и черная (10/0,8 мг).
Непонятно только, что это название значит. Вкладыша в пачках нет. В компании нам, к сожалению, ничего не смогли сообщить по поводу новинки. Впрочем, возможно, к выходу марки на общероссийский рынок (пока «Dubliss» можно купить лишь в отдельных регионах) появится какая-то легенда или намек в рекламном обращении. Пока есть лишь какой-то непроверенный слух, что это совместный с китайцами проект, но это только запутывает все еще сильнее. Ничего китайского в пачке на вид нет, но название все же не настолько благозвучно, чтобы не поработать над донесением смысла до потребителей. За тридцатник уже покупается не просто курево, а отчасти и имидж. И тут потребителю надо помочь, иначе продажи в России не пойдут.